БОГИ И ГЕРОИ
«…Минерва веет, правит Аполлон, Медведиц – Музы указуют взору.»
Данте, «Божественная комедия».
Как пишет Джозеф Кэмпбелл в книге «Тысячеликий герой», «религии, философии, искусства, формы социальной организации первобытного и исторического человека, открытия в науке и технике, и сами сновидения, вспышками врывающиеся в наш сон, - все это зарождается в изначальном, магическом круге мифа». Фрейд, Юнг и их последователи неопровержимо продемонстрировали, что логика мифа, его герои и их деяния актуальны и по сей день. Именно мифы, растворенные в коллективном бессознательном, способны уберечь нас от энтропии смысла и возрастающей психологической инфляции.
Древнейшие ритуальные тексты (шумерские, аккадские, хеттские) отличает прежде всего космогонический и космологический характер.
Через ритуалы в течении всего года обеспечивались успех, плодородие, богатство.
Ритуал повторяет миф в том его аспекте, в каком мифический персонаж выполняет главную задачу ритуала – спасение и сохранение мира от напора хаотических сил. Жрец, как и бог-герой, нейтрализует эти деструктивные силы. Таким образом, ритуал является сценическим воплощением мифа, и, участвуя в ритуале, мы участвуем в мифе.
Одна из целей инициации в тайных религиях – провести человека через духовное путешествие к основаниям бытия, этого источника сознания и энергии, проявлением которого все мы являемся. Инициация учит нас, как стать неуязвимыми для хтонического мира и чаще – как возродиться духовно.
Основной принцип всякой мифологии заключается в том, что конец и есть начало. Предки представляют биологические генерирующие силы, произведением которых мы все являемся. Любопытно, что «Синто», или «путь Богов», - древний свод верований японцев, в отличие от буддизма представляет собой культ верований в жизнь и ее хранителей (духов, силу предков, героев, Божественного правителя, ныне здравствующих родителей и ныне живущих детей верующего), а не в божеств, которые освобождают человека от постоянного замкнутого круга последовательных перерождений.
Традиционный миф о приключениях героя обычно представляет в преувеличенном виде все обряды перехода: уединение – инициация – возвращение к обычной жизни, которую можно назвать центральным блоком мономифа.
Приключения героя описывают тот момент в его жизни, когда он достигает просветления - кульминационный момент, когда он, еще будучи жив, обнаруживает и открывает дорогу к свету – по ту сторону темных стен нашего бренного существования.
РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ
Человеческую историю можно представить как историю сменяющихся знаковых систем. Это представление предполагает существование некоей исходной точки, первознака, архетипической схемы, которая обнаруживается прежде всего в ритуально – мифологических системах.
Миф есть интерпретация ритуальной схемы. Темой основного ритуала является преобразование Хаоса в Космос, ритуал имеет своим главным содержанием и назначением возобновление мирового цикла. А структура ритуала определяется необходимостью выживания и сохранения рода.
Родовые обряды, связанные с рождением, инициацией, браком, погребением, возведением в сан, необходимы для того, чтобы перевести смысл переломных моментов в жизни и судьбоносных поступков индивида на язык классических, безличных форм.
Обряды инициации и возведения в сан учат нас, как важно для индивида слиться с какой-либо группой людей; календарные праздники это ярко демонстрируют. Подобно тому как индивид является органом общества, род, племя, город – и все человечество в целом – это всего лишь отдельные формы развития могучего космического организма.
|