ДЕРЕВО КАК ОСЬ МИРА
Иггдрасиль, Ясень Мира из скандинавских «Эдд»; дерево сикомор египетской богини Нут; в 772 году Карл Великий, ведя завоевательный поход против саксов, разрушил их святыню - всемирную опору Древа Мира Ирминсуль; в Персии в саду на горе Хара Березаити боги пьют дающую бессмертие хаома, приготовленную из дерева жизни Гаокерена;
Зигфрид был воспитан под землей, среди гномов, которые поливают корни древа жизни; лавр обладает апотропеической (защитной) силой отражения зла, богиня Дафна превратилась в лавровое дерево по дороге из Афин в Элевсины, где проходили таинственные мистерии; логово лернейской гидры находилось под платаном, что также может служить указанием на ее местонахождение в центре мира.
Известен мотив волшебных «исполняющих желания деревьев», которые приносили сладкие плоды, имели листья в виде горшочков и корзинок, другие листья, которые сладко пели, листья, которые ночью испускали яркий свет, и на них распускались радующие глаз прекрасные цветы, источающие дивный аромат, они же и давали пищу, услаждающие и взор, и органы вкуса, служили украшениями, а кора их была прекрасной одеждой.
Сад Гесперид находится на горе. Дерево, на котором растут яблоки, является продолжением горы. Яблоки, за которыми отправляется Геракл, - это свадебный дар Земли Зевсу и Гере - символизирует союз неба и хтона, т.е. представляют собой сакральный центр мира в различных его значениях.
Таким образом, чаще всего Мировое Дерево, с одной стороны, представляет сакральный центр мира, воплощает абсолютную реальность и источник жизни, символ исполнения желаний и плодородия; такое же дерево устанавливается в христианских домах во время зимнего солнцестояния, в период возрождения или возвращения солнца, радостный обычай, унаследованный от язычества.
А с другой, такое Древо находится в недоступных областях и охраняется чудовищами.
ДЕРЕВО ДОБРА И ЗЛА
Золотая печать из минойской культуры, найденная на Крите, датируемая ок. 1500 лет до н.э., называется «Круг Нестора» по имени легендарного пилосского царя, и выглядит следующим образом. В центре его – дерево: печать разделена изогнутым и узловатым Древом Жизни, которое растет в центре кургана, покрытого свежими побегами. Две боковые ветви разделяют сцену на подземный мир внизу и жизнь после смерти - наверху.
В иудейской каббале божественные эманации представлялись в виде ветвей космического дерева, растущего вершиной вниз, а корнями уходя в «непостижимую высь». Видимый нам мир является перевернутым образом этого мира.
В японской мифологии персиковое дерево произрастает у выхода из подземной страны. После того как бог Идзанаки срывает три персика и бросает их в своих преследователей, погоня прекращается. Персиковое дерево можно рассматривать как вариант дерева добра и зла. Оно, как мы видим, произрастает на грани двух миров, символизируя центр мира, в котором ведется поединок с хтоническим началом.
Дерево добра и зла, подобно персиковому дереву символизирует разделение и отмечает границу. Древо познания произрастает в райском саду, являя как бы «печать», наложенную на завершенное миротворение. Грехопадение, имевшее трагические последствия не только для человека, но и для всего бытия, снимает эту предохраняющую «печать». В мир приходят соблазны и бедствия, в плане моральном, и неконтролируемое вторжение хаотической стихии, достигающее кульминации в мировом потопе, в плане онтологическом.
Просветление Будды – это центральный момент в восточной мифологии, такой же важный, как и распятие Христа в западном мире. Будда под деревом просветления (деревом Бодхи) и Христос на Святом Кресте (древе Искупления людских грехов) - это аналогичные фигуры, воплощающие образ Спасителя и мотив Мирового древа, один из древнейших символов с незапамятных времен. В последующих эпизодах мифа можно найти много вариантов событий. Место Покоя и гора Голгофа являются образами Сердцевины Мира, Мировой Оси.
Таким образом, Крест становится вторым деревом в саду Эдема, деревом бессмертия, а сам Христос –плодом вечной жизни. Дерево бессмертной жизни – это Дерево Бо, под которым сидел Будда, а значит, образ Будды и образ Христа эквиваленты.
Любопытно отметить, что Дерево Бо – Дерево Просветления и Вечной Жизни, у подножия которого сидел принц Гаутама, но здесь же обитал и космический змей Мучалинда.
Вокруг этого Места Покоя вращается мир. Древо жизни, то есть сама вселенная, растет из этой точки. Своими корнями оно уходит в тьму, которая его породила; на его верхушке сидит золотая солнечная птица; у его корней журчит ручей, берущий свое начало в неисчерпаемом роднике. Это может быть и нечто похожее на космическую гору с божественным градом на вершине, подобно лотосу света, и городами демонов в ее лоне, освещаемыми драгоценными камнями. Или это может быть фигура космического мужчины или женщины (например, сам Будда или танцующая индийская богиня Кали), которые сидят или стоят на этом месте или даже прикованы к дереву (Аттис, Христос, Вотан); или герой, как воплощение Бога, сам является центром мироздания, пуповиной, через которую энергии вечности вливаются вовремя в мир. Таким образом, это Пуп Земли – символ непрерывного акта творения; таинства поддержания мира через вечное чудо обновления, которое оживляет собой все вокруг.
|